Через творчество - к профессионализму

Block title
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 8
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Нестандартный урок труда

Нестандартный урок труда

 Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827) был твёрдо убеждён, что в детях от природы заложены большие внутренние силы и стремился помочь в их развёртывании. Свою первейшую задачу он видел в том, чтобы найти подходящую работу и дать им подготовку к труду.

Великий педагог счёл нужным заметить: «Сами по себе земледелие, домашнее хозяйство и промышленность я рассматриваю лишь как средства, подчинённые достижению цели. Иначе человек низводится до обученного животного».

Однако Песталоцци ясно сознавал, что труд сам по себе может развить в ребёнке как положительные, так и отрицательные качества.  «Уже плуг, по существу, развивает силы человека. Но эта сила оказывает на людей двойственное влияние. Либо люди становятся мужественными, справедливыми и честными, либо подлыми, мерзкими и бесчестными». Достичь положительного результата можно лишь при соответствующей организации отношений людей в трудовой деятельности, отношений, построенных на человечности, справедливости, уважении и любви к труженику.

Отмечая значение ручных работ можно подчеркнуть, что они дают пищу интеллекту, т.к. движение руки – это, прежде всего, движение мысли.

Каждый вид работ может быть использован в школе, но следует учитывать тот факт, что школа работает не только для настоящего, но и для будущего и в основе общего образования лежат общечеловеческие ценности.

Взять, например, фермерство. Это трудная форма хозяйствования, обособленная от общественных интересов, ограниченная своими личными заботами и поглощающая крестьянина целиком, не оставляя времени для досуга и отдыха. В с/х, включая домашнее, не бывает ни выходных, ни отпусков. И такой жизненный уклад без подготовки непосилен для молодёжи. Поэтому необходимо готовить учащихся к любому труду психологически, выдвигая в качестве приоритета положительную мотивацию деятельности, т.е. умение видеть в повседневном труде светлые стороны.

Фермерство следует воспринимать и рассматривать не только как бизнес, ограниченное во времени дело, а как образ жизни крестьянина, его семьи в настоящем и будущем.

Трудовая школа усиливает практическую сторону преподавания за счёт теоретической и слову предпочитает дело.

Основными требованиями к программе трудовой школы является приобретение практических навыков, максимально возможная самостоятельность, направленность на развитие творческих способностей, наличие образцов высокого качества и художественного вкуса, строгий порядок.

Все эти требования необходимы для осуществления трудовой подготовки школьника.

У всех нас есть программы проведения уроков. Специфика школьного образования состоит в том, что интенсивнее нагружается левое полушарие, отвечающее за логическое мышление, и совсем мало правое – за образное мышление. Развить образное мышление призвано творчество.

Фундаментом творческого развития учащихся является прочное овладение некоторыми базовыми знаниями и, главное, умениями. Можно включать в урок специально продуманную систему заданий, которые на фоне практических умений были бы направлены на формирование творческих способностей: - нестандартного мышления, способного к неожиданным решениям.

Здесь можно специально запланировать «нестандартный урок». Это будет и своего рода разгрузка, встряска от обычных рабочих уроков.

Нестандартные уроки могут быть самыми разнообразными.

 Урок – исследование.

Тут важна атрибутика урока, некоторая таинственность.

Например, изучаем свойства бумаги. Тут можно взять лупы, рассмотреть волоконца бумаги, их направление, можно показать фокус с водой,

-       Сравнить, как бумага лучше рвётся – вдоль или поперёк;

-       Как намокает;

-       Как мнётся;

-        Восстанавливает ли она свои свойства после высыхания или утюжки;

-       Можно разделить детей на группы, дать разные виды бумаги, но одинаковое задание, а затем сравнить результаты.

Здесь очень важно, чтобы каждый ребёнок был исследователем, сам провёл все эксперименты. Затем вместе с детьми можно сделать общий вывод урока.

 Урок – проблема.

У детей 4 – 5 классов плохо развиты мелкие мышцы пальцев, нет терпения завершить изделие, не усвоены элементарные навыки работы с инструментами, поэтому на нестандартном уроке должны ставится следующие задачи:

1.     Работа должна быть очень интересной (заинтересовать детей).

2.     Работа должна быть не очень сложной (используются знакомые приёмы).

3.     Результаты работы должны быть видны за короткое время.

Например, изучение разных видов переплетений. На предыдущем уроке дети были ознакомлены с ткачеством, направлением нитей основы и утка, выполнили образцы простейшего переплетения – полотняного.

 На данном уроке предлагается рассмотреть через лупу кусочки ткани с различными видами переплетений и ставится проблема – выполнить на образце по рисунку или таблице саржевое и сатиновое переплетения. А также придумать свои необычные переплетения.

Делается упор на самостоятельное решение проблемы.

 Урок – фантазия (или знакомые незнакомцы).

Проанализировать что – нибудь очень знакомое. Например – картошка.

-       Что это?

-       Какой формы?

-       Какого цвета?

-       Где растёт?

-       Что можно сделать из картошки?

-       А кто придумает, что ещё можно сделать из картошки?

Например, вырезав из картошки трафарет (кораблик, солнышко, грибок, цветочек…) и обмакнув его в краску, можно набить рисунок на ткань.

 Защита проекта.

Провести конкурс на самый фантастический проект:

-       Ленивый молоток

-       Необыкновенная пуговица

-       Космический фартук

-       Необычный халат

-       Скатерть – самобранка

-       Универсальная кастрюля и т.д.

И устроить защиту этого проекта. Делать упор на творчество и развитие фантазии.

 

Урок – конкурс.

Цель таких уроков – выявлять и развивать творческие способности и фантазию. Это показывают такие конкурсы, как «фантазеры» и «пантомима». Применять знания, полученные ранее. Например, в задании «распознай ткань», девочкам были предложены образцы разных тканей, и нужно было определить х/б, шёлковые и шерстяные.

Знакомство с русским фольклором ведётся через изучение пословиц. Девочки должны не только их знать, но и понимать. Так же на этих уроках учащиеся знакомятся с историей костюма, инструментов и приспособлений.

Такие уроки развивают чувство ответственности, коллективизма, сопереживания, т.к. обычно такие уроки проводятся между учащимися разных классов или между группами одного класса.

 

Урок – итог.

Такой урок можно провести в конце изученной темы или четверти, когда обобщается изученный материал.

Здесь можно использовать ребусы, кроссворды, игру в слова (_ _ _ _), когда учащиеся по очереди загадывают на доске слова классу и т.д.

 

Так же могут быть использованы фрагменты микроситуаций.

Например, разыграть сценку:

-       Опоздавший школьник входит в класс

-       Реакция на требование учителя распороть неудачный шов

-       Испортила изделие на оверлоке

-       Машина постоянно петляет или рвёт нить.

Можно усложнить задание:

Учитель на ушко ученику предлагает что – нибудь изобразить с воображаемыми предметами, а остальные должны догадаться, например:

-       Вдеть нитку в иголку и завязать узелок

-       Проутюжить изделие

-       Снять пробу с пересоленного супа и т.д.

Выполнение заданий такого типа способствует развитию у школьников общительности, пространственного воображения, внимания, а так же закреплению словарных слов и терминов.

 

 

                                                                 /Гонцова Ю.В./

Категория: Мои статьи | Добавил: julia_g (20.12.2013) | Автор: Гонцова Юлия E
Просмотров: 1160 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: